Записи с темой: УчЕБА, уЧеБа, учЕБА, учЕБа, учЕба (7)
Я довольно скептически отношусь к заявлениям в духе «начни с себя», «перестань прожигать свою жизнь», «возьмись за ум» и так далее. Проблема этих советов заключается не в их правильности или неправильности, а в чрезмерной абстрактности.

Взяться за ум, конечно, можно. Только вот обычно советчики, стремясь помочь, забывают о том, что имеют дело не с обще-человеком в вакууме, а конкретной личностью, повязанной в ткани общественных отношений. И то, что со стороны звучит очень легко, с конкретной точки зрения может быть далеко не так просто.

Моим любимым советом такого рода является рекомендация бросить мою текущую работу, большей частью проходящую удалённо, и найти работу «лучше» уже в Москве. Если бы подобные советы были бы результатом развернутого диалога, в ходе которого мои собеседники узнали максимум о моей работе, сравнили мои потребности и приоритеты относительно учебы, и тогда уже советовали бы, желательно с примерами более удобной для меня работы, подкрепленными не менее глубоким пониманием описанных выше деталей.

О чем-то похожем писал Ямамото Цунэтомо в "Хакагурэ", с большим перекосом в сторону этики, но все же:

Высказывать людям свои мнения и ис­правлять их ошибки очень важно. В этом проявляется сострадание, которое больше всего помогает в вопросах служения. Одна­ко, делать это очень трудно. Выявлять хо­рошие и плохие стороны человека легко и высказывать о них свое мнение тоже легко. Чаще всего люди полагают, что делают дру­гим добро, когда говорят им нелицеприятные вещи. Если после этого к их замечаниям относятся без должного понимания, эти лю­ди думают, что ничем не могут помочь. Это неправильное мнение. Делать так – все равно что наставлять человека, упрекая его в слабоумии. При этом ты заботишься толь­ко о том, чтобы облегчить себе душу.

Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним и убедиться, что он доверяет тебе. Говоря о предметах, которые дороги для него, подыскивай надлежащие высказывания и делай все, чтобы тебя правильно поняли. В зависимости от обстоятельств об­думай, как лучше это сделать – с помощью письма или во время прощания. Похвали хорошие качества человека и используй лю­бой предлог, чтобы поддержать его. Возможно, тебе следует рассказать о своих недостатках, не упоминая его слабые сто­роны — но так, чтобы он сам задумался о них. Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто из­нывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему исправить ошибки.

Это очень трудно. Если недостаток че­ловека опирается на многолетнюю привыч­ку, скорее всего совладать с ним тебе не удастся. Я знаю об этом по себе. Быть откровенным со всеми своими знакомыми, указывать другим на их ошибки и всегда помнить о том, чтобы быть полезным своему хозяину – вот что значит проявлять сост­радание слуги. Но если ты просто заклеймил человека, как ты можешь ожидать, что он станет от этого лучше?


@музыка: M.Sheridan & V. Novak — Зелёная Песня

@темы: Работа, Учеба, Житье-небытье


Данный текст датируется периодом становления Маркса как мыслителя, он написан им в 17 лет в гимназии Фридриха-Вильгельма.

Человек приобретает общую цель — облагородить человечество и самого себя, однако, в отличие от животных, он сам ищет средства ее достижения. Божество предоставило человеку занять в обществе то положение, которое ему наиболее соответствует и которое даст ему наилучшую возможность возвысить себя и общество.[1]

Человека определяет определенная цель, предначертанная свыше.

Возможность выбора — не только преимущество, но и риск: ошибка стоит дорого и цена за нее — отчуждение (Cit.: но то, что мы с жаром прижимали к сердцу, скоро отталкивает нас). Нужен момент рефлексии, чтобы понять, является ли профессия действительно нашим призванием, и, следовательно, нужно обнаружить самый источник воодушевления.

Одержимый честолюбием не находится в разумном состоянии, он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила[2]: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это за него решают случай и иллюзия.

Призванием не является ни общественное положение (т. к. оно имеет свою цену), ни та профессия, которую подсказывает фантазия (т. к. разочарование приходит от осознания сложности выбранного труда). Что же может направить человека?

Родители, прошедшие большой жизненный путь, — подсказывает нам наше сердце, равно как и собственный опыт нахождения в той или иной профессии.

Однако мы не всегда можем совместить профессию и призвания в силу общественных отношений, определяющих нас, до того, как мы определили их: начиная от физической природы (пол, комплекция, ect.), поскольку ее хотя и можно преодолеть до некоторой степени, само ее преодоление вызывает определенный конфликт, тогда как только из спокойствия могут возникнуть великие и прекрасные дела.

Но несмотря на то, что мы можем не соответствовать профессии и не получать от нее удовольствия, мы все еще можем действовать в ней энергично из мысли, что мы свое благополучие принесли в жертву долгу. Если же и долг не может заставить нас привязаться к профессии, мы приходим к чувству собственного ничтожества — презрения к самому себе[3].

Заблуждение относительно своих способностей — ошибка, которая мстит за себя, и причина внутреннего конфликта.

Кроме соответствия способностям, профессия должна соответствовать нашему достоинству, т. е. давать наиболее широкое поприще для деятельности во имя человечества и приближения к (индивидуальному) совершенству.

Достоинство, однако, может придать лишь та профессия, в которой мы принимаем роль деятельного творца, а не инструмента, и не взывающая внутреннего конфликта. Профессия, обеспечивающая наибольшее достоинство про соответствии способностям не всегда является самой высокой, но всегда является самой предпочтительной: быть достойным своей профессии — значимая мотивация для человека.

Благо человечества — главный руководитель, который должен направлять человека, важно наше собственное совершенствование, точнее их сочетание, т. к. чтобы совершенствоваться, индивид должен быть вовлечен в процесс совершенствования общества.

Cit.: Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.

Критерий величия — положительное преобразование при стремлении к труду на благо общей цели; критерий счастья — принесение счастья наибольшему количеству людей.[4]

Если избранная профессия больше всего способствует общественному благу, она становится частью нас самих, а мы — через свои действия — станем частью общества.


[1] — В одном этом абзаце можно заметить обобщение французской просветительской мысли; Если и идет здесь о каком божестве речь, оно всяко ближе к культу Верховного Существа якобинцев, чем к типическому богу из народных представлений.
[2] — В каком-то смысле, честолюбие — слепое стремление или за определенным статусом, или же упрямое желание играть строго определенную роль, считающуюся общественно значимой. Маркс верно подмечает, что слепое следование социальной роли приносит наказание в виде случайности результатов. Миром правят судьба и прихоть, как говорил о подобном подходе Ларошфуко.
[3] — На современном языке это можно было бы назвать конфликтом внутренней и внешней социальной установки.
[4] — Утверждение, которое разовьется в знаменитый тезис о свободном развитии всех как условии свободного развития каждого.



@музыка: Tangerine Dream — Stratosfear

@темы: Учеба, Обществознание, Конспекты, Маркс, История социологии

Работа

Забавно: все мои проблемы начинаются тогда, когда основные области деятельности (учеба, работа и общение) начинают налезать друг на друга. То есть, даже в одном и том же настроении и физическом состоянии я буду получать совершенно разные результаты в зависимости от того, буду ли с маниакальным упорством придерживаться правила "делай одно дело, но делай хорошо" или пытаться все успеть одним махом.

Последняя моя смена очень огорчила: было слишком тихо, чтобы мочь сосредоточиться на выполнении деятельности, а присмотр за коллегами не сильно помогал. В итоге — несколько очень глупых ошибок, свалившихся потом на сменщика. Очень неприятное ощущение, когда и не поработал по-человечески, и еще ошибок наделал, не оставляло все выходные.

Учеба

Экзамены продвигаются. Две пятерки получил на экзаменах, еще две впереди — автоматы. Если честно, жутко недоволен тем, как работал в течение семестра, да и оценки получились с небольшим, но авансом. Аванс в лепешку разобьюсь, но отработаю.

По учебе в следующем семестре: а) повторять материал предыдущего; б) больше работать в РГБ, куда я добрался только вчера; в) не стесняться готовиться вперед во всякую свободную минуту, чтобы потом не догонять; г) отобрать 3-4 человека с потока, с кем имеет смысл взаимодействовать, с остальными даже не контактировать; д) активно добирать то, что мудрая кафедра выкинула из программы, т.к. это не соответствовало их основной задаче подготовки прикладников для маркетинговых агентств; е) вести конспекты в LaTeX, чтобы их было легко конвертировать в HTML и выкладывать в дневнике.



@темы: Работа, Учеба, Житье-небытье

Да… Так и теряют души… Их выпускают из рук во сне… Души - они ведь тяжёлые… Чтобы удержать в себе живую душу, нужно мыслить…
© Тургор: Голос Цвета, Ice-pick Lodge, 2009

Чем дольше и дальше от дома живу, тем больше убеждаюсь в правоте старых гуманистов и тем меньше вижу повода для поведения в соответствии с их идеями. Можно сказать, обрастаю цинизмом и практической мизантропией, а вся философия пригождается только для морального самоудовлетворения.

Смотрю на заведующего кафедрой,ведущего ключевые спец. предметы, и думаю — ой же же, его злым считают. Ну или строгим. А на деле человек всей душой болеет за специальность и за студентов и именно потому бывает грубоватым порой. Только вот мне интересно, сколько студентов видят в нем подлинный авторитет и образец, а не удобную отеческую фигуру жесткого, но в общем-то доброго, котяни-вомбата батяни-комбата.

Тимбилдинг, попытки заставить студентов играть вместе etc. — на все это я смотрю со скептицизмом. Лет пять назад (окажись я на том же месте, где я сейчас) подыграл бы. Может даже заразился бы идеей, благо реализация объективно умная и объективно талантливая. А так смотрю, вздыхаю от пустой растраты сил, достойных куда лучшего применения. И избегаю подобных мероприятий, ссылаясь на работу.

«Ох, нелегкая это работа, из болота тащить бегемота…» Если говорить прямо, то мне себя приходится толкать в спину и тащить за уши одновременно, не будучи уверенным в результате. А уж вывезет ли Боливар больше одного — я и спрашивать себя боюсь.

Прибавление I: я и раньше-то особо не списывал и не читерил, а тут совершенно отказался от попыток обмануть систему. Старшекурсники прислали разное ребятам — даже не смотрел, что там. 100500 возможностей списать — особенно не на профильных предметах — полностью проигнорировал. Даже когда уперся в то, что за четыре часа экзамена оказался без конспекта, не стал ни у кого просить помощи. Таким вот методическим индивидуализмом доволен как никогда. Появилась уверенность в своих знаниях: я знаю, что знаю, ни на кого не опираюсь. Если знаю недостаточно — отбрехаюсь и доучу.



@темы: Учеба, Обществознание

Объявляю 2020 год годом ирландского языка в своей жизни.
Цель: начать читать, писать и говорить хотя бы на уровне минимального общения в интернете.

Источники текстов и видео

Книжки
  • Buntús cainte céim a hAon (A First Step in Spoken Irish) by Thomás ó Domhnalláin — нагляднейшая штука с картинками, будет годнейше если снабить IPA
  • BASIC IRISH: A GRAMMAR AND WORKBOOK by Nancy Stenson: выглядит прельстиво и солидно, но с IPA опять недобор. Положительный момент: ясные ответы к упражнениям.
  • Understanding Irish Spelling. A Handbook for Teachers and Learners by Nancy Stenson and Tina Hickey : употребление IPA не консистентно, но зато позволяет быстро посмотреть

Инструменты
  • gphemsley.org/linguistics/ga/ortho2ipa — конвертор текста в транскрипцию (NB: не поддерживает исключения из правил, надо проверять по словарю)
  • www.focloir.ie — словари, в т.ч. с записями произношения слов; не хватает IPA-транскрипции для полного счастья разве что
  • www.teanglann.ie/en/ — еще словари


@музыка: The Dad Horse Experience — Kingdom It Will Come

@темы: Учеба, Ирландский, Meta, Gaeilge, Методички

Похоже, сдать вовремя статейку по истории не получится. Тем не менее, бросать дело на полпути — не про меня. Тем более, что оформлять докоментацию в соответствии с ГОСТами мне придется много и охотно. Значит, буду накапливать информацию о правильном оформлении статей в соответствии с ГОСТами и требованиями различных изданий в этом посте.

Ресурсы:


@музыка: Neutral — In the Wastelands of Mine

@темы: Учеба, Бюрократия

К истории как области, связанной с наукой и публицистикой, я отношусь с некоторой долей сомнения. И дело тут не в природе исторического знания, а том, что историки не только формируют идеологии, но и сами зачастую становятся их своеобразными жертвами.

Вот взять, к примеру, Веру Ивановну Засулич. Сейчас пытаюсь писать статью — хотя бы обзорную, ученическую — про ее деятельность в составе группы «Освобождение труда». Казалось бы, тема широкая, можно сказать, непаханая. Охватывать все 20 лет разом можно и не пытаться просто из-за довольно значительного количества эпистолярных материалов, опубликованных Л.Д. Дейчем еще в 20-х годах и дополненных позднейшими публикациями (вплоть до академических изданий переписки группы 2009-2010 годов выпуска), ан нет.

Подавляющее большинство современных публикаций рассматривают деятельность Веры Ивановны исключительно в разрезе ее покушения на генерал-губернатора Трепова (или в ключе изучения индивидуального терроризма в целом). Сорок лет работы после довольно символического покушения, оппозиция индивидуальному террору и значительная роль в пропаганде марксизма в России, сотрудничество с Фридрихом Энгельсом в 1880-хВсе это меркнет перед эпизодом, принятым за прямую атаку на государство в лице его представителя.

Государственничество (в самом дурном смысле) зачастую определяет ход мысли современных историков, принимая порой попросту трагикомические формы вплоть до запоздалых пангериков личностям, раскритикованным еще до революции, и, вдобавок, монархистами. Понятно, что в их глазах, открытое действие против государства оказывается куда значимей любого противостояния той системе, которую это самое государство выстраивало.

Для тех, кто не совсем представляет эпоху, надо бы еще заметить, что лишних людей в группах вроде «Освобождение труда» не было и быть не могло. Лишние люди вряд ли станут жить в чужой стране, перебиваясь с хлеба на воду и тратя все заработанные или полученные в дар деньги на издание книг, перправку их куда-то, попытки что-то кому-то объяснить, попутно занимаясь самообразованием.

По моему разумению, даже в условиях современной политики опыт «Освобождения труда» может быть интересен как пример организации оппозиционного, говоря современным языком, «мозгового треста», оказавшегося способным сделать чрезвычайно много в крайне стесненных условиях. Тем страннее видеть то, что исследованию этой организации и ее основных деятелей практически не уделяют внимания.

Надо попробовать исправить эту историографическую несправедливость, хотя бы отчасти.



@музыка: Маша Sheridan — Накроет

@темы: История, Учеба, Университет, Марксизм, Вера Ивановна Засулич