Я довольно скептически отношусь к заявлениям в духе «начни с себя», «перестань прожигать свою жизнь», «возьмись за ум» и так далее. Проблема этих советов заключается не в их правильности или неправильности, а в чрезмерной абстрактности.
Взяться за ум, конечно, можно. Только вот обычно советчики, стремясь помочь, забывают о том, что имеют дело не с обще-человеком в вакууме, а конкретной личностью, повязанной в ткани общественных отношений. И то, что со стороны звучит очень легко, с конкретной точки зрения может быть далеко не так просто.
Моим любимым советом такого рода является рекомендация бросить мою текущую работу, большей частью проходящую удалённо, и найти работу «лучше» уже в Москве. Если бы подобные советы были бы результатом развернутого диалога, в ходе которого мои собеседники узнали максимум о моей работе, сравнили мои потребности и приоритеты относительно учебы, и тогда уже советовали бы, желательно с примерами более удобной для меня работы, подкрепленными не менее глубоким пониманием описанных выше деталей.
О чем-то похожем писал Ямамото Цунэтомо в "Хакагурэ", с большим перекосом в сторону этики, но все же:
Высказывать людям свои мнения и исправлять их ошибки очень важно. В этом проявляется сострадание, которое больше всего помогает в вопросах служения. Однако, делать это очень трудно. Выявлять хорошие и плохие стороны человека легко и высказывать о них свое мнение тоже легко. Чаще всего люди полагают, что делают другим добро, когда говорят им нелицеприятные вещи. Если после этого к их замечаниям относятся без должного понимания, эти люди думают, что ничем не могут помочь. Это неправильное мнение. Делать так – все равно что наставлять человека, упрекая его в слабоумии. При этом ты заботишься только о том, чтобы облегчить себе душу.
Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним и убедиться, что он доверяет тебе. Говоря о предметах, которые дороги для него, подыскивай надлежащие высказывания и делай все, чтобы тебя правильно поняли. В зависимости от обстоятельств обдумай, как лучше это сделать – с помощью письма или во время прощания. Похвали хорошие качества человека и используй любой предлог, чтобы поддержать его. Возможно, тебе следует рассказать о своих недостатках, не упоминая его слабые стороны — но так, чтобы он сам задумался о них. Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему исправить ошибки.
Это очень трудно. Если недостаток человека опирается на многолетнюю привычку, скорее всего совладать с ним тебе не удастся. Я знаю об этом по себе. Быть откровенным со всеми своими знакомыми, указывать другим на их ошибки и всегда помнить о том, чтобы быть полезным своему хозяину – вот что значит проявлять сострадание слуги. Но если ты просто заклеймил человека, как ты можешь ожидать, что он станет от этого лучше?
Взяться за ум, конечно, можно. Только вот обычно советчики, стремясь помочь, забывают о том, что имеют дело не с обще-человеком в вакууме, а конкретной личностью, повязанной в ткани общественных отношений. И то, что со стороны звучит очень легко, с конкретной точки зрения может быть далеко не так просто.
Моим любимым советом такого рода является рекомендация бросить мою текущую работу, большей частью проходящую удалённо, и найти работу «лучше» уже в Москве. Если бы подобные советы были бы результатом развернутого диалога, в ходе которого мои собеседники узнали максимум о моей работе, сравнили мои потребности и приоритеты относительно учебы, и тогда уже советовали бы, желательно с примерами более удобной для меня работы, подкрепленными не менее глубоким пониманием описанных выше деталей.
О чем-то похожем писал Ямамото Цунэтомо в "Хакагурэ", с большим перекосом в сторону этики, но все же:
Высказывать людям свои мнения и исправлять их ошибки очень важно. В этом проявляется сострадание, которое больше всего помогает в вопросах служения. Однако, делать это очень трудно. Выявлять хорошие и плохие стороны человека легко и высказывать о них свое мнение тоже легко. Чаще всего люди полагают, что делают другим добро, когда говорят им нелицеприятные вещи. Если после этого к их замечаниям относятся без должного понимания, эти люди думают, что ничем не могут помочь. Это неправильное мнение. Делать так – все равно что наставлять человека, упрекая его в слабоумии. При этом ты заботишься только о том, чтобы облегчить себе душу.
Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним и убедиться, что он доверяет тебе. Говоря о предметах, которые дороги для него, подыскивай надлежащие высказывания и делай все, чтобы тебя правильно поняли. В зависимости от обстоятельств обдумай, как лучше это сделать – с помощью письма или во время прощания. Похвали хорошие качества человека и используй любой предлог, чтобы поддержать его. Возможно, тебе следует рассказать о своих недостатках, не упоминая его слабые стороны — но так, чтобы он сам задумался о них. Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему исправить ошибки.
Это очень трудно. Если недостаток человека опирается на многолетнюю привычку, скорее всего совладать с ним тебе не удастся. Я знаю об этом по себе. Быть откровенным со всеми своими знакомыми, указывать другим на их ошибки и всегда помнить о том, чтобы быть полезным своему хозяину – вот что значит проявлять сострадание слуги. Но если ты просто заклеймил человека, как ты можешь ожидать, что он станет от этого лучше?