=[Первоисточник]=

Данный текст датируется периодом становления Маркса как мыслителя, он написан им в 17 лет в гимназии Фридриха-Вильгельма.

Человек приобретает общую цель — облагородить человечество и самого себя, однако, в отличие от животных, он сам ищет средства ее достижения. Божество предоставило человеку занять в обществе то положение, которое ему наиболее соответствует и которое даст ему наилучшую возможность возвысить себя и общество.[1]

Человека определяет определенная цель, предначертанная свыше.

Возможность выбора — не только преимущество, но и риск: ошибка стоит дорого и цена за нее — отчуждение (Cit.: но то, что мы с жаром прижимали к сердцу, скоро отталкивает нас). Нужен момент рефлексии, чтобы понять, является ли профессия действительно нашим призванием, и, следовательно, нужно обнаружить самый источник воодушевления.

Одержимый честолюбием не находится в разумном состоянии, он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила[2]: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это за него решают случай и иллюзия.

Призванием не является ни общественное положение (т. к. оно имеет свою цену), ни та профессия, которую подсказывает фантазия (т. к. разочарование приходит от осознания сложности выбранного труда). Что же может направить человека?

Родители, прошедшие большой жизненный путь, — подсказывает нам наше сердце, равно как и собственный опыт нахождения в той или иной профессии.

Однако мы не всегда можем совместить профессию и призвания в силу общественных отношений, определяющих нас, до того, как мы определили их: начиная от физической природы (пол, комплекция, ect.), поскольку ее хотя и можно преодолеть до некоторой степени, само ее преодоление вызывает определенный конфликт, тогда как только из спокойствия могут возникнуть великие и прекрасные дела.

Но несмотря на то, что мы можем не соответствовать профессии и не получать от нее удовольствия, мы все еще можем действовать в ней энергично из мысли, что мы свое благополучие принесли в жертву долгу. Если же и долг не может заставить нас привязаться к профессии, мы приходим к чувству собственного ничтожества — презрения к самому себе[3].

Заблуждение относительно своих способностей — ошибка, которая мстит за себя, и причина внутреннего конфликта.

Кроме соответствия способностям, профессия должна соответствовать нашему достоинству, т. е. давать наиболее широкое поприще для деятельности во имя человечества и приближения к (индивидуальному) совершенству.

Достоинство, однако, может придать лишь та профессия, в которой мы принимаем роль деятельного творца, а не инструмента, и не взывающая внутреннего конфликта. Профессия, обеспечивающая наибольшее достоинство про соответствии способностям не всегда является самой высокой, но всегда является самой предпочтительной: быть достойным своей профессии — значимая мотивация для человека.

Благо человечества — главный руководитель, который должен направлять человека, важно наше собственное совершенствование, точнее их сочетание, т. к. чтобы совершенствоваться, индивид должен быть вовлечен в процесс совершенствования общества.

Cit.: Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.

Критерий величия — положительное преобразование при стремлении к труду на благо общей цели; критерий счастья — принесение счастья наибольшему количеству людей.[4]

Если избранная профессия больше всего способствует общественному благу, она становится частью нас самих, а мы — через свои действия — станем частью общества.


[1] — В одном этом абзаце можно заметить обобщение французской просветительской мысли; Если и идет здесь о каком божестве речь, оно всяко ближе к культу Верховного Существа якобинцев, чем к типическому богу из народных представлений.
[2] — В каком-то смысле, честолюбие — слепое стремление или за определенным статусом, или же упрямое желание играть строго определенную роль, считающуюся общественно значимой. Маркс верно подмечает, что слепое следование социальной роли приносит наказание в виде случайности результатов. Миром правят судьба и прихоть, как говорил о подобном подходе Ларошфуко.
[3] — На современном языке это можно было бы назвать конфликтом внутренней и внешней социальной установки.
[4] — Утверждение, которое разовьется в знаменитый тезис о свободном развитии всех как условии свободного развития каждого.