Записи с темой: ИСТОРИЯ, истОрия, историЯ (2)
Вот что возмущает в советских публикациях, и чем более поздних, тем больше — обязательная критика В.И. Засулич за уход в меньшевизм после II съезда, и в целом уход из политики в 1905-1914 гг.

Сразу видно, что критика такая абстрактна. Она не учитывает того простого факта, что люди — включая радикальных революционеров — это люди. Они могут устать. Они могут сказать «вот, мы добились того-то, с меня хватит». Они могут, наконец, захотеть просто пожить для себя, немножко поесть, немножко поспать — после двадцати с чем-то лет нищеты и ударного труда, мало у кого не появится морального права отойти в сторону.

Ну да, превращение в почтенную пожилую даму, ездящую на лето на дачу, а зимой живущую в Петербурге и пишущую в литературные журналы переводы и статьи, не героический шаг. Только вот кто сказал, что революционер обязан быть героем «от и до»? Если революционер не продался врагу, а просто отошел в сторону, исчерпав свои силы, поняв, что не сможет боле ходить «на пятках»[1] — измены движению и себе тут нет от слова «совсем».

Но сытые биографы-критики, к 60-80-м годам не менее самозабвенно проводящие лето на дачном огороде, конечно, этого знать не желали. Заклеймить старую, больную туберкулезом, уставшую женщину падением в «меньшивистское болото» и разделаться фразой о «непонимании природы русской революции» родом из сталинского «Краткого курса» — это было по-ихнему. «Р-р-р-революционннейший» лай, достойный собак, которые с радостью побегут менять цвет шкуры сразу по перестройке.

Вообще создается ощущение, что советская историография после Сталина негласно считает Нечаева единственным «настоящим» революционером (и то, даже, скорее, не идеалом, а несовершенным приближением, к идеалу агиографического манекена, который не пьет, не курит, не валяется в кровати допоздна, не общается с противоположным полом (и даже не мастурбирует), потому что это все не приближает Мировую Революцию и мешает воспринимать (а лучше — формировать, посредством своего абстрактнейшего примера) Линию Партии). Тут, я, конечно, гиперболизирую, но все же тенденция к неадекватным требованиям общего рода очень уж бьет по глазам, и на одни ритуальные фразы ее не спишешь.

[1] Это выражение В.И. Засулич, означавшее ходить так, чтобы не промочить ступни, так как подошвы были у нее дырявые, а дать башмаки в починку не было возможности за отсутстви­ем денег. - Прим. Л.Г. Дейча к одному из писем из архива В.И.



@музыка: Sol Invictus — Path Less Travelled

@темы: История, Ругань, Вера Ивановна Засулич

К истории как области, связанной с наукой и публицистикой, я отношусь с некоторой долей сомнения. И дело тут не в природе исторического знания, а том, что историки не только формируют идеологии, но и сами зачастую становятся их своеобразными жертвами.

Вот взять, к примеру, Веру Ивановну Засулич. Сейчас пытаюсь писать статью — хотя бы обзорную, ученическую — про ее деятельность в составе группы «Освобождение труда». Казалось бы, тема широкая, можно сказать, непаханая. Охватывать все 20 лет разом можно и не пытаться просто из-за довольно значительного количества эпистолярных материалов, опубликованных Л.Д. Дейчем еще в 20-х годах и дополненных позднейшими публикациями (вплоть до академических изданий переписки группы 2009-2010 годов выпуска), ан нет.

Подавляющее большинство современных публикаций рассматривают деятельность Веры Ивановны исключительно в разрезе ее покушения на генерал-губернатора Трепова (или в ключе изучения индивидуального терроризма в целом). Сорок лет работы после довольно символического покушения, оппозиция индивидуальному террору и значительная роль в пропаганде марксизма в России, сотрудничество с Фридрихом Энгельсом в 1880-хВсе это меркнет перед эпизодом, принятым за прямую атаку на государство в лице его представителя.

Государственничество (в самом дурном смысле) зачастую определяет ход мысли современных историков, принимая порой попросту трагикомические формы вплоть до запоздалых пангериков личностям, раскритикованным еще до революции, и, вдобавок, монархистами. Понятно, что в их глазах, открытое действие против государства оказывается куда значимей любого противостояния той системе, которую это самое государство выстраивало.

Для тех, кто не совсем представляет эпоху, надо бы еще заметить, что лишних людей в группах вроде «Освобождение труда» не было и быть не могло. Лишние люди вряд ли станут жить в чужой стране, перебиваясь с хлеба на воду и тратя все заработанные или полученные в дар деньги на издание книг, перправку их куда-то, попытки что-то кому-то объяснить, попутно занимаясь самообразованием.

По моему разумению, даже в условиях современной политики опыт «Освобождения труда» может быть интересен как пример организации оппозиционного, говоря современным языком, «мозгового треста», оказавшегося способным сделать чрезвычайно много в крайне стесненных условиях. Тем страннее видеть то, что исследованию этой организации и ее основных деятелей практически не уделяют внимания.

Надо попробовать исправить эту историографическую несправедливость, хотя бы отчасти.



@музыка: Маша Sheridan — Накроет

@темы: История, Учеба, Университет, Марксизм, Вера Ивановна Засулич